iRECA:Соло

Код товара - новый реквизит кассового чека

В конце 2017 года Владимир Путин одобрил предложенное правительством решение по созданию до 2024 года системы сплошной маркировки товаров контрольными знаками. Такая система должна обеспечить полную прозрачность и прослеживаемость каждой единицы произведенной продукции на ее пути от производителя до потребителя, перекрыть доступ на рынок для контрафактной продукции, а также повысить собираемость налогов и сборов на территории РФ. Эта задача решается путем нанесения на каждый экземпляр маркируемой продукции специального штрихового кода, содержащего в себе его уникальный номер, по которому в дальнейшем будут фиксироваться все движения этого товара в единой учетной электронной базе данных.

Аналогичная система маркировки уже работает для алкогольной продукции (ЕГАИС) и меховых изделий, активно идет эксперимент по маркировке лекарств. Новая система маркировки должна объединить уже существующие системы в одну и подключить к ней до 2024 года практически все продаваемы на территории РФ товары. В рамках реализации системы сплошной маркировки товаров вышло РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства от 28 апреля 2018 г. № 792-р, в котором перечислены первые 10 товарных категорий со сроками внедрения маркировки по ним уже в 2019 году.

Еще одним шагом на пути к внедрению системы сплошной маркировки товаров станет новый реквизит кассового чека «Код товара», который должен стать обязательным уже с 1 января 2019 года. Именно в этот реквизит будет записываться идентификационный код товара с контрольного знака, зашифрованного в штрихкоде. Как подготовиться к этому изменению мы уже обсуждали в нашей статье.

От подделки код маркировки будет защищен контрольными символами, которые станут частью кода и будут рассчитываться по специальному критографическому алгоритму, разработанному ФСБ. Выдавать такие коды будут специальные технические устройства, установленные прямо на производственных линиях производителей и работающие под контролем оператора системы маркировки, компании ЦРПТ.
Наказания за нарушения в части оборота маркированной продукции
Наше законодательство меняется таким образом, что требования к выполнению правил оборота маркированной продукции становятся частью лицензионных требований. Так, например, сделано в отношении алкогольной и табачной продукции. Но в КоАП есть и специальная статья, предусматривающая наказания за нарушение правил оборота маркированных товаров. Это статья 15.12 КоАП «Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации». В отношении продажи таких товаров:

«Продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, за исключением продукции, указанной в части 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа

на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения».

В отношении алкогольной и табачной продукции эти санкции еще выше:
«Оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения».

Большую часть контроля государство планирует переложить на граждан, создав для этого специальную систему мотивации и удобные инструменты в виде мобильных приложений. Выявив нарушения в области оборота маркируемой продукции ответственный гражданин сможет оперативно передать эту информацию в контролирующие органы.
Как малому бизнесу подготовиться к тотальной маркировке
В первую очередь имеет смысл обратить внимание на тех поставщиков и те товары, с которыми вы работаете. Особенно это касается одежды, обуви, парфюмерии. Именно в этих категориях товаров наиболее высока доля контрафактной продукции, которая в течении 1-2 лет или совсем уйдет с рынка или серьезно сократит свою долю на нем. Это приведет к переделу рынка, смене лидеров, разрушению устоявшихся цепочек поставки и т.д. Поэтому мы рекомендуем заранее оценить, насколько ваши поставщики готовы к работе в новых условиях тотального контроля за ними.

С технологической точки зрения подготовка к работе с маркированной продукцией сводится к обновлению кассы, товароучетного ПО и приобретения сканеров штрихкода, поддерживающих работу с двумерными кодами DataMatrix. Важно помнить, что ваша товароучетная система должна поддерживать электронный обмен документами, именно в таком формате вам будет поступать информация о маркированных товаров от ваших поставщиков.

Если вы понимаете, что ваш бизнес не выдержит перехода на работу под полным контролем со стороны государства, то уже сейчас нужно планировать, что вы будете делать дальше – оптимизировать расходы, искать новых поставщиков или новые ниши для ведения бизнеса. Помните, что маркировка и контроль уже сейчас становятся неотъемлемыми частями экономики России.

Наша основная задача как разработчика программного обеспечения взять на себе все технические вопросы по интеграции вашего бизнеса в систему маркировки, для того, чтобы освободить вас для решения более глобальных и стратегических задач.