iRECA:Курьер

Особенности доставки по агентскому договору

Требования применять контрольно-кассовую технику курьерскими службами при получении ими оплаты за доставленный товар действует уже много лет и переход на on-line кассы по сути в этом требовании ничего не изменил. Однако усиление контроля со стороны налоговой инспекции за всеми операциями по приему платежей, а также выросшие штрафы за нарушения в этой области, заставляют многие организации пересматривать свои договора с курьерскими службами. Давайте посмотрим, как правильно с юридической точки зрения организовать прием оплаты за товар курьерской службой в момент его передачи клиенту
Агентский договор
Согласно ФЗ-54 обязанность формировать фискальный кассовый чек в момент оплаты лежит на продавце товара. Эта обязанность может быть передана курьерской компании только в рамках договора, в котором в явном виде отражено, что курьерская компания обязуется по поручению и от имени продавца осуществлять действия по реализации товара или приему оплаты за него. В юридической практике такие отношения, как правило, оформляются в виде агентской схемы, в которой «Агент» (курьерская компания) выступает по поручению «Принципиала» (владельца или поставщика товара). Однако курьерские компании не любят заключать агентские договора, предпочитая им договора на оказание услуг. Связано это в первую очередь с тем, что в нашем законодательстве существует специальное определение – «платежный агент» (организации, осуществляющие деятельность по приему платежей от населения в пользу третьих лиц) и деятельность таких платежных агентов строго регламентирована и подлежит особому контролю со стороны государства. И если курьерская компания заключает агентский договор по приему платежей в пользу продавца доставляемого товара, то она несет риски отстаивания в суде своей позиции по невыполнению требований к платежным агентам, а судебные решения по этому вопросу выносятся не всегда в пользу таких компаний. Однако в нашей статье мы этот вопрос затрагивать не будем.

Важно понимать, что договор оказания услуг по доставке товара не дает курьерской компании права принимать за продавца денежные средства и выдавать кассовые чеки от его имени. И обратно – прием оплаты за товар и оформление кассового чека курьерской компанией от своего имени по договору оказания услуг не освобождает ее от необходимости оплатить налоги с полной суммы полученной им от клиента. Поэтому неправильное оформление такого договора образует налоговые риски и для продавца, и для курьерской компании.
Налоговые риски
В упрощенном виде курьерская компания получает вознаграждение за услуги по доставке товара. Чаще всего эта сумма включена в стоимость товара, которую оплачивает его получатель. Деньги, полученные от покупателя, перечисляются на расчетный счет продавца за вычетом удержанного вознаграждения за услуги по доставке товара. Именно эта сумма образует налогооблагаемую базу для расчета суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет.

Что же происходит, если курьерская компания использует свою кассу при приеме платежей от получателей доставляемого ей товара и при этом делает это по договору оказания услуг? Каким образом в кассовом чеке она отделит полученные денежные средства за товар от суммы своего вознаграждения? Вся информация из кассового чека попадает в ФНС, поэтому при его неправильном оформлении вам просто не избежать вопросов от налоговой инспекции, почему вы при расчете налогов учли не всю полученную от клиента сумму, а только ее часть.

Для продавца товара появляются аналогичные риски. Для корректного исчисления налогов он должен показать расчеты с покупателем товара. А если в кассовом чеке курьерской компании нет упоминания о нем, как о продавце товара, то каким образом он докажет, что чек выданный покупателю курьером, оформлялся по его поручению и от его имени? И тут, в отличии от курьерской компании, риски гораздо существеннее, потому что нарушения в области кассовой дисциплины сами по себе являются отдельным основанием для штрафа и он может быть очень существенным.

Безусловно, при налоговой проверке и курьерская компания и продавец могут предъявить инспектору заключенный между ними договор и по приложениями к нему со спецификациями товара доказать, что они правильно указали размер своей налогооблагаемой базы. Но по нашему опыту лучше все-таки не доводить до таких проверок, чем готовить доказательства своей невиновности. Тем более, что ФЗ-54 предусматривает специальный порядок отражения в кассовом чеке схемы, при которой оплату за товар принимает и оформляет курьерская компания.
Отражение агентской схемы в кассовом чеке по ФЗ-54
Для отражения операций, проводимых по агентской схеме, в фискальных документах выделены специальные теги. Полный их список отражен в Приказе ФНС РФ от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@ (в редакции от 9.04.2018). В первую очередь нужно отметить тег 1057 «признак агента», являющийся признаком проведения расчетов (возможности проведения расчетов) пользователем, являющимся агентом. Для операций, проводимых курьерскими службами, заполняется бит №6, показывающий, что выполняется осуществление расчета с покупателем (клиентом) пользователем, являющимся агентом и не являющимся банковским платежным агентом (субагентом), платежным агентом (субагентом), поверенным, комиссионером, или значением "АГЕНТ".

Также в обязательном порядке заполняются теги:
  • 1223 данные агента, дополнительные сведения о пользователе, являющемся агентом, и о его контрагентах
  • 1224 данные поставщика
  • 1225 наименование поставщика
  • 1226 ИНН поставщика.

Кроме того, значения реквизита "признак предмета расчета" должен принимать значение «11», что будет говорить о вознаграждении пользователя, являющегося платежным агентом (субагентом), банковским платежным агентом (субагентом), комиссионером, поверенным или иным агентом. Это позволяет в чеке прямо указать сумму вознаграждения, которое курьерская компания оставляет себе и которую в дальнейшем будет использовать для определения налоговой базы.

Важно помнить, что, если кассовый аппарат будет использоваться при расчетах по агентской схеме, это указывается в отчете о его регистрации.

Правильное заполнение указанных реквизитов позволяет корректно отражать в фискальном документе взаиморасчеты между курьерской службой, продавцом и покупателем товара.

Разрабатывая наше решение для автоматизации служб доставки iRECA.Курьер мы предусмотрели возможность работы по агентской схеме. Если у вас возникают вопросы по работе такой схемы – обращайтесь, мы обязательно поможем.