Книжечка с квитанциями, из которой вырывали страницы, записывали на них сумму и наименование услуги была бессменным атрибутом процесса оказания бытовых услуг. Но время этих самых бланков прошло. В ближайшие месяцы они станут реквизитом ностальгических музеев «Советского прошлого». Произошло это незаметно, на фоне кассовой реформы по ФЗ-54, один единственный абзац из которого фактически лишил эти документы будущего.
Согласно статье 1.1. ФЗ-54 бланк строгой отчетности это первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники
Получается, что типографии больше не могут печатать те самые «книжечки» с квитанциями, теперь БСО может быть сформирован только в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности. Сложность в том, что в России сейчас нет автоматизированных систем для бланков строгой отчетности и их разработка даже не планируется. Вместо таких систем и устройств предлагается применять новые кассовые аппараты.
С определением все понятно, раз БСО по ФЗ:54 могут быть только электронными, значит бумажные бланки оказываются вне закона. Но с трактованием закона все гораздо сложнее, потому что он вступает в действие для разных категорий предпринимателей в разные сроки и посвящена этому его седьмая статья.
Статья 7.7. Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) в порядке, установленном Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), до 1 июля 2018 года.
7.1. Указанные в части 7 настоящей статьи организации и индивидуальные предприниматели вправе не применять контрольно-кассовую технику в части указанных видов деятельности до 1 июля 2019 года в следующих случаях:
Организации и индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 1 - 5, 10 - 14 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации;
- Индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 6 - 9 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, и не имеют работников, с которыми заключены трудовые договоры;
- Индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 1 - 15, 18 - 28, 30 - 44, 49 - 58, 60 - 63 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации;
- Индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 45 - 48 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, и не имеют работников, с которыми заключены трудовые договоры.
7.3. Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 6 - 9 пункта 2 статьи 346.26, подпунктами 45 - 48 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае заключения трудового договора с работником обязаны в течение 30 календарных дней с даты заключения такого трудового договора зарегистрировать контрольно-кассовую технику.
8. Организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания), вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), до 1 июля 2019 года.
Обратите внимание, что в статье 7, вводящий отсрочки по применению ККТ, разрешено вместо кассовых чеков выдавать по требованию покупателя документы (товарные чеки, квитанции или другие документы, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу). Но все это не бланки строгой отчетности! Фактически сейчас в законе нет речи о том, что вместо кассы можно использовать бланки строгой отчетности. В законе сказано, что для некоторых видов деятельности кассу можно не применять совсем, если при этом как-то документально подтверждать прием денег от клиентов.
Вот и получается, что про бланки строгой отчетности, которые выписываются от руки, уже давно вне закона и вместо них можно выдавать товарные чеки. Но только при условии, что вы подпадаете под список видов деятельности с отсрочкой по применению ККТ. Проще говоря, если вы не ИП на ЕНВД или на патенте и у вас есть наемные сотрудники, то вы или уже обязаны применять ККМ или будете обязаны это делать с 01.07.2018.
Вот так вот незаметно из нашей жизни бланки строгой отчетности. Они просто стали не нужны.
Уточнить, под какую категорию предприятий вы попадаете и в каком режиме обязаны использовать контрольно-кассовую технику вы можете у нас, наши специалисты помогут вам разобраться во всех хитросплетениях закона. Также мы поможем вам подобрать программное обеспечения и оборудование, которое позволит вам выполнить все требования ФЗ-54 наиболее эффективно.