X
iRECA:Курьер

Требования ФЗ-54 к службам доставки

Закон об on-line кассах, серьезно усиливший контроль со стороны государства за сферой торговли, затронул и организацию процесса доставки товаров курьерскими службами. Он четко закрепил обязанность формировать кассовые чеки непосредственно при передаче посылки от курьера покупателю и получения оплаты от него. Об этом говорит статья 4.3 54-ФЗ «Порядок и условия применения контрольно-кассовой техники», п. 1 которой гласит:

«ККТ применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением расчета, осуществляемого электронными средствами платежа в сети "Интернет"»

Любая доставка не оплаченного товара с заранее напечатанным в офисе или на складе чеком и ранее была незаконна и продолжает оставаться такой и в новой версии закона.

Понятно, что самым удобным со всех точек зрения выступает вариант доставки заранее оплаченного товара – чек курьер в такой ситуации может не печатать. Однако такое возможно далеко не всегда. В остальных случаях ключевым вопросом остается отношение курьера к компании-владельцу груза, который он доставляет. Если доставка осуществляется штатным курьером компании, то он обязан оформить на месте в момент оплаты фискальный документ. Однако если доставку осуществляет сторонняя компания, оказывающая курьерские услуги компании- владельцу товара, то все зависит от того договора, в рамках которого данная услуга оказывается. И тут есть несколько вариантов.

Договор оказания услуг. Как правило такой договор регламентирует только сами услуги доставки и никак не касается вопросов взаимодействия владельца доставляемого товара с покупателем. Вся ответственность за невыполнение требований ФЗ-54 и не печать фискального чека в этом случае остается на компании-владельце товара, которая фактически через посредника в лице курьера передает товар покупателю с нарушением правил.

Но курьерская компания может взять на себя процесс оплаты товара и его оформление и сделать она это может по договору комиссии. В этом случае она выступает как бы временным владельцем товара, а значит и ответственность за его продажу покупателю несет самостоятельно, оформляя кассовый фискальный документ в момент оплаты и передачи товара, и курьер будет выполнять эту операцию на кассовом аппарате, зарегистрированным на курьерскую компанию.

Такая схема все усложняет в случае возникновения дополнительных операций с товаром – возвратом, заменой по гарантии и т.д., потому что юридически покупатель приобрел товар у курьерской службы, а значит и с претензиями по качеству может обратиться к ней. Все эти вопросы необходимо заранее прорабатывать в договоре.

Развитие кассовой реформы, связанное с изменением форматов используемых фискальных документов, приведет к еще более сложной схеме оформления процесса доставки. Формат фискальных документов (ФФД) версии 1.1 потребует от курьеров при передаче клиенту даже заранее оплаченного им на сайте товара, выдавать ему кассовый фискальный чек, в котором в качестве оплаты будет зачтен аванс, сделанный покупателем при оплате заказа. Именно такая схема отражена в методических рекомендациях, опубликованных ФНС.

По нашей информации на 2018-19 год запланировано ужесточение правил работы для интернет-магазинов, которые являются основными заказчиками сервисов доставки - от них потребуют обязательную регистрацию в ФНС. Это сильно затруднит работу «серых» интернет-предпринимателей, которые торгуют на своих сайтах без использования ККТ – принимают оплаты на карты сбербанка и интернет-кошельки или получают наличные через курьеров при передаче товара. А значит курьерские службы и сервисы доставки, работающие по «серой схеме» лишатся своих клиентов и будут вынуждены использовать кассы. В такой ситуации конкурентное преимущество получит та компания, которая сможет сделать эти операции наиболее эффективным и удобным способом. Наше решение iRECA.Курьер создано именно для этого!