X
iRECA:Соло

Контроль со стороны ФНС за переводами с карты на карту

Налоговая инспекция ведет целенаправленную работу по автоматизации получения и обработки информации по движению денежных средств в стране с целью выявления нарушений в области уплаты налогов. Примером такой работы стала автоматизированная система, проверяющая порядок уплаты НДС, которая на основании электронных деклараций проводит сверку огромного количества данных и выявляет расхождения в них, указывающие на махинации с этим налогом. Развитием системы электронного налогового администрирования станет работа с фискальными данными on-line касс и мониторинг движения денежных средств на счетах физических лиц. Необходимость распространить полномочия налоговых органов по истребованию информации по счетам физических лиц, открытым в банках, вне рамок налоговых проверок было обосновано в письме ФНС России от 14.05.2018 N ЕД-4-2/9126@, направленное в адрес Минфина.

Напомним, что сейчас банки обязаны предоставлять информацию о наличии счетов граждан и движению денежных средств по ним только по прямому запросу ФНС в рамках налоговой проверки. А основания для такой проверки должны быть достаточно весомые. В целях совершенствования работы по выявлению и пресечению незаконной предпринимательской деятельности ФНС хочет вначале получать информацию о счетах граждан, а уже на основании этой информации принимать решение о необходимости проведения проверки. Какую информацию она будет искать?
Группы риска по карточным операциям
Главным интересом налоговой инспекции является выявление незадекларированных доходов физических лиц и операций, связанных с незаконной предпринимательской деятельностью. К таким операциям относятся:

1. Регулярные платежи от одних и тех же физических или юридических лиц на похожие суммы. Примером таких платежей является получение дохода от сдачи жилья в наем (квартирант платит владельцу недвижимости с карты на карту) или заработная плата фрилансера. Второй вариант опасен как для получателя платежа, так и для отправителя, который должен также платить свою часть налогов за такого «удаленного» сотрудника.

2. Крупные суммы, поступающие на карту физического лица и обналичиваемые через банкоматы в течении короткого времени. Эти операции характерны для «обнальщиков» и являются признаком поведения, направленного на уклонение от уплаты налогов. Определение «крупной суммы» для каждого физического лица свое и как правило определяется средним размером ежемесячного оборота средств по карточному счету.

3. Многочисленные платежи на разные суммы от разных физических лиц. Такие платежи характерны для интернет-торговли или оказания услуг, например, в косметическом салоне. При этом денежные средства переводятся напрямую на карту физического лица, на них не оформляется кассовый чек и с полученного дохода не платятся налоги. Это яркий пример той самой «незаконной предпринимательской деятельности».

После получения доступа ФНС к информации о счетах физических лиц «налоговые роботы» смогут в автоматическом режиме выделять счета с такими подозрительными операциями и передавать их в группу камеральных проверок для принятия решения о начале налоговой проверки владельца счета. С учетом трёхлетнего срока давности по таким нарушениям под внимание налоговых автоматов с высокой долей вероятности попадут даже те операции, которые проводятся сейчас, до принятия решения о предоставлении банками информации по счетам физических лиц.
Штрафы за выявленные нарушения
Деньги, полученные по подозрительным операциям, ФНС посчитает доходом, с которого физическое лицо не уплатило налоги. Если в ходе проверки вы не сможете предоставить доказательства того, что полученные на карту средства не являются таким налогооблагаемым доходом, то вместе с требованием по его уплате вы получите еще и штраф в размере до 40% от неуплаченной суммы.

По незаконной предпринимательской деятельности дополнительной санкцией станет штраф за нарушение ФЗ-54 и неприменение кассового аппарата по КоАП 14.5.2:

Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

А если таких транзакций много, то штраф могут наложить за каждую такую операцию.
Принимать ли деньги с карты на карту или все-таки подключить эквайринг и платить все налоги решать вам. С одной стороны затраты на «обеление» существенные, с другой стороны – возможности государства по выявлению «серых» схем растут с каждым днем и рано или поздно придется уйти из бизнеса или работать по закону. Наша задача сделать так, чтобы ваш выбор был осознанным, а разработанные нами инструменты - удобными и практичными.